Правда ли, что Александр I после объявления о своей смерти поселился в Сибири как старец Фёдор Кузьмич?

Распространено убеждение, что умерший в 1825 году российский император на самом деле инсценировал свою смерть и стал жить отшельником вдали от столицы. Мы проверили обоснованность этой теории.

Версия о том, что Александр I, вопреки официальным сообщениям, не умер в Таганроге 19 ноября (по современному григорианскому календарю — 1 декабря) 1825 года, а долгие годы тайно жил в Сибири под именем Фёдора Кузьмича, начала распространяться уже в середине XIX века. Первоначально её главным адептом был томский купец Семён Хромов, чьи «Записки» остаются главным источником информации о личности таинственного старца. С 1880-х годов, несмотря на попытки противодействия со стороны царского правительства, стали выходить статьи и книги, посвящённые этой теории. Наиболее подробно аргументы в пользу становившейся всё более распространённой версии были изложены в книге князя Владимира Барятинского «Царственный мистик» (1913). Интересовался личностью Фёдора Кузьмича и Лев Толстой.

В XX веке среди сторонников версии о том, что старец — это инсценировавший свою смерть Александр I, были журналист и искусствовед Лев Любимов, историк Натан Эйдельман, многие авторы русской эмиграции. Уже в нынешнем столетии в пользу этой теории высказывался директор Института российской истории РАН и автор популярных в России школьных учебников Андрей Сахаров. Публикации о связи между сибирским старцем и российским императором несложно обнаружить в СМИ и в блогах, а отсылки — в массовой культуре (например, в сериале «Карамора»).

Слухи о посмертной судьбе Александра I появились почти сразу после объявления о его кончине и задолго до первого достоверного свидетельства о Фёдоре Кузьмиче. Этому способствовали неординарные обстоятельства случившегося: император умер в провинциальном Таганроге после скоропостижной болезни, хотя до того ещё не старый (47 лет) монарх не жаловался на здоровье. Общему смятению умов способствовала возникшая путаница относительно того, кто из братьев Александра — Константин или Николай — унаследует престол, а также неудавшееся восстание декабристов. Согласно одним рассказам, Александр I был убит (отравлен, заколот и т. д.), согласно другим — «продан в иностранную неволю» или «уехал на лёгкой шлюпке в море».

Однако никто из многочисленных врачей и придворных, находившихся рядом с императором при его кончине, никогда не высказывался против официальной версии. Аргумент о том, что во время похорон гроб не просто так был закрытым, опровергается понятным решением устроителей церемонии — бальзамирование тела для отправки в Петербург прошло неудачно, и черты лица трупа стали деформироваться. Что касается утверждений, будто гробница Александра I в Петропавловском соборе в 1921 году была вскрыта и оказалась пустой, то оно было убедительно опровергнуто главным научным сотрудником Музея истории Санкт-Петербурга Мариной Логуновой. Безусловно, оспорить официальную версию кончины Александра I может только эксгумация его останков, но она не проводилась и неясно, будет ли проведена когда-либо в будущем.

Источник: Wikimedia Commons

Против того, что Александр I инсценировал свою смерть, свидетельствует и последовавший за этим кризис престолонаследия, упомянутый выше. Ещё в 1823 году император подписал тайный манифест о передаче престола не старшему из своих братьев — Константину, а среднему — Николаю. Но даже Елизавета Алексеевна, вдова Александра I, и его ближайшие советники (например, фельдмаршал Иван Дибич и князь Пётр Волконский) считали наследником Константина. Странно предполагать, что, готовя свою мнимую смерть, монарх не посвятил окружение в планы о престолонаследии.

Что касается загадочного старца Фёдора Кузьмича, то его существование не вызывает сомнений. В сохранившихся документах он впервые упоминается осенью 1836 года, когда его задержали в Красноуфимском уезде Пермской губернии. На допросе старец заявил, что не помнит своего «родопроисхождения с младенчества, по имени Фёдор Козьмин, сын Козьмин же, 70 лет, неграмотен, исповедания греко-российского, холост». Как бродяга, он был приговорён к 20 ударам плетью и ссылке в Сибирь. Первоначально Фёдор Кузьмич был приписан к деревне Зерцалы Боготольской волости Томской губернии, куда прибыл 26 марта следующего года. В 1849 году он поселился около села Краснореченского на реке Чулыме, и в это время его фигура начала привлекать внимание местных жителей, хотя за отрёкшегося царя его в то время не принимали. После скитаний по разным местам в 1858 году Фёдор Кузьмич по приглашению купца Хромова переехал на принадлежавшую тому заимку под Томском (ныне посёлок Хромовка в черте города), где жил до смерти 20 января (1 февраля) 1864 года.

В официальных документах старец после 1837 года не упоминается, а в воспоминаниях о нём, которые оставили Хромов и другие знавшие его люди, непросто отделить правду от вымысла. Тем не менее все свидетельства указывают, что Фёдор Кузьмич принадлежал к высшим слоям общества, знал придворную жизнь и почти наверняка был военным, участвовавшим в Отечественной войне 1812 года, а также заграничных походах 1813–1814 годов. Также весьма вероятно, что он в своё время участвовал в масонском движении, широко распространённом в среде российской знати в первой половине XIX века. На это указывает и так называемая тайна Фёдора Кузьмича: две записки на узких бумажных лентах, хранившиеся в мешочке, на который старец якобы указал Хромову перед смертью. Текст на обеих был, скорее всего, записан шифром. Единого варианта его расшифровки нет, а ситуация усугубляется тем, что оригинал записок утрачен, они известны ныне лишь по неидеальным фотографиям. Тем не менее есть основания видеть в них параллели с шифрами, использовавшимися масонами. Известны и другие вероятные образцы почерка Фёдора Кузьмича: надписанный им конверт и копия со сделанных им выписок из Библии. В 2015 году графолог Светлана Семёнова заявила, что её анализ показал: почерки Александра I и Фёдора Кузьмича принадлежат одному человеку. Впрочем, это исследование не было опубликовано в научных рецензируемых журналах, и есть обоснованные сомнения в его научной состоятельности.

Прижизненных изображений Фёдора Кузьмича не сохранилось. Посмертный портрет, сделанный по заказу Хромова и получивший в репродукциях широкую известность, имеет очевидное сходство с Александром I. Однако есть и другой, сильно отличающийся рисунок, автор которого запечатлел старца на смертном одре. Это изображение, по некоторым свидетельствам современников, точнее передаёт его облик. Словесные описания Фёдора Кузьмича тоже имеют некоторые противоречия с внешностью императора. В частности, у старца был орлиный, немного хищный нос, а на голове сохранились (по крайней мере до 1862 года) кудрявые светло-русые с проседью волосы. В то же время известно, что нос Александра I был прямым и что к концу жизни император почти облысел.

Вокруг могилы Фёдора Кузьмича в томском Алексеевском монастыре быстро возник своего рода культ — в 1904 году на этом месте была освящена часовня и якобы были обретены останки старца, остававшиеся нетленными. После революции в 1936 году часовню разрушили, на её месте устроили выгребную яму. Однако народное почитание старца сохранялось, и в 1984 году Русская православная церковь канонизировала его как праведного Феодора Томского. В 1995 году на месте выгребной ямы были произведены раскопки, при которых обнаружили гроб без крышки с костными останками без черепа. Их объявили мощами святого и поместили в соборе монастыря. Генетическое исследование этих останков не проводилось. Впрочем, нет и безусловных доказательств, что они принадлежат Фёдору Кузьмичу.

Источник: Национальная электронная библиотека / Wikimedia Commons

Версии о происхождении загадочного старца не ограничиваются Александром I, решившим инсценировать свою смерть. Например, высказывались предположения, что под именем Фёдора Кузьмича скрывался дворянин Фёдор Уваров, пропавший без вести в Петербурге в 1827 году. Другим кандидатом был предполагаемый внебрачный сын императора Павла I, служивший на русском флоте под именем Симеон Афанасьевич Великий и, как утверждалось, погибший в кораблекрушении в 1794 году. Однако ни у одной из этих гипотез нет сколько-нибудь достоверных подтверждений.

Существует также менее известная легенда о том, что Елизавета Алексеевна тоже не умерла, как было объявлено, в мае 1826 года, а с 1841 по 1861 год жила в Сырковом монастыре в Новгородской области под именем Веры Молчальницы. В данном случае есть прямые свидетельства, что это была не вдовствующая императрица, а младшая дочь генерал-майора Александра Буткевича.

Сами по себе легенды о монархе, считающемся умершим, но в действительности продолжающем жить, известны о целом ряде средневековых правителей: англосаксонском короле Гарольде Годвинсоне, германском императоре Фридрихе II Штауфене, португальском короле Себастьяне и др. Схожую природу имеют и многочисленные случаи самозванцев, выдававших себя за покойного монарха, которые в России были особенно распространены в XVII–XVIII веках.

Итак, нет ни одного явного аргумента в пользу того, что старец Фёдор Кузьмич — это император Александр I. Окончательно подтвердить или опровергнуть эту версию могло бы только вскрытие гробницы Александра I в Петропавловском соборе и исследование предполагаемых мощей Феодора Томского, однако оба эти события в обозримом будущем представляются маловероятными. 

Фото на обложке: С. Щукин. Портрет Александра I (слева). Неизвестный автор. Портрет старца Фёдора Кузьмича (справа). Via Wikimedia Commons

Почитать по теме:

  1. Arzamas. Курс лекций «Самозванцы и Cмута»
  2. С. Королёв. Бессмертие властителя. Ленин как сказочный персонаж
  3. Б. Глогер. Император, бог и дьявол: Фридрих II Гогенштауфен в истории и сказаниях
  4. Правда ли, что Дюма-отец — это инсценировавший свою смерть Пушкин?
  5. Действительно ли декабристы убеждали восставших солдат, что Конституция — это имя жены Константина Павловича?

Если вы обнаружили орфографическую или грамматическую ошибку, пожалуйста, сообщите нам об этом, выделив текст с ошибкой и нажав Ctrl+Enter.

Поделитесь с друзьями

Сообщение об опечатке

Наши редакторы получат следующий текст: